Этот пост был уже мной опубликован, но очень давно. И публиковал я его на сайте, который вот-вот прекратит свое существование – я перестал поддерживать его за ненадобностью, и слишком много телодвижений необходимо совершить, чтобы поддерживать его и далее. Поэтому самые интересные тексты я буду неторопливо редактировать (все-таки время прошло!) и переносить сюда.

Итак, генерация идей. В рекламе, в копирайтинге. Мозговой штурм

Перво-наперво, необходимо как-то сжиться с мыслью, что абсолютно оригинальных, уникальных и неповторимых идей не существует. Все придумано до нас. Все уже существует где-то в хранилищах памяти, необходимо только взять и вынести это на чистый свет. Поэтому идеи не «придумывают». Их как правило «находят».

Вспоминаю, что у меня в одном блокноте записаны методы, как эти самые идеи генерировать

Всем известен мозговой штурм. Штурмы бывают двух видов: коллективный и индивидуальный. Во время коллективного мозгового штурма группа, состоящая из 5-10 человек, под управлением модератора, ищет пути решения проблемы. Сама проблема или задача четко формулируется перед началом штурма. Чтобы процесс был действительно успешен, участники принимают два правила:
1. Модератор или ведущий, должен направлять «течение» идей. Так, как направляют лодку, спокойно плывущую по течению. Он одобряет наиболее интересные мысли, и предлагает участником развить их. «Цирк? Замечательно! А что будет, если объединить идею цирка и театра, и выгнать оттуда клоунов?»
2. Никто из участников группы не критикует ничего из сказанного другими. Нравится идея или не нравится — все тщательно записывается.

Кто придумал тормоза?

Чтобы снять «рассудочные» тормоза, сама проблема сначала доводится до абсурда. Например, на простой вопрос, как раскрутить сайт, могут последовать ответы: разыграть взлом, выгравировать надпись сайта на надгробном памятнике и под траурный марш возить его по городу. Написать адрес сайта на общественном туалете. Кстати, эта идея, похоже, однажды пришла кому-то в голову, и не была отвергнута. Иначе, откуда бы взялась реклама над писсуарами в туалетах в кинотеатрах и на вокзалах? Что еще абсурдного можно предложить? Выложить “www” по-советски печенюшками в витрине. Устроить конкурс боди-арта на самое художественное написание сайта на теле. Причем, на интимных местах! Причем в присутствии желтой прессы! Причем с разрешенной фотосъемкой! Самые пикантные кадры моментально растаскиваются блогерами, от одних блогеров идут к другим, от других к третьим, и пооошла волна! А мы ведь пока еще рассматриваем только абсурдные, «шизнутые» варианты. Хотя, какая там шиза? — коллеги из Евросети вовсю ее использовали!!!

«Оковы с бессознательного» снимаются вместе с телесными зажимами. Кто-то максимально расслабляется на кресле, пытаясь снять физические ощущения и превратиться в большой генератор по производству идей. Кто-то разрешает себе прогуляться по столу, за которым сидят участники. Снять барьеры, снять барьеры!

Каждая кухарка может…

Я сам несколько раз участвовал в мозговых штурмах. Удивительно, но за один час мы набрасывали до двухсот идей, двадцать из которых были вполне жизнеспособны. А некоторые просто гениальны. Хотелось бы оговориться, что, не зная корней проблемы ты не найдешь решения, сколько ни штурмуй. Однако, в группы иногда приглашают людей, совершенно незнакомых с проблемой. Более того, не имеющих должного уровня образования. Например, техничку и дворника. А что? Все ведь мы помним анекдот про перфорацию крыла самолета (по аналогии с туалетной бумагой: где пробито там не рвется). Незамутненное офисом или ученой кафедрой сознание может выдать совершенно неожиданный и свежий результат!

Штурм, помимо группового, может быть и индивидуальный. Вы сами можете поработать над поиском идеи, вооружившись карандашом и блокнотом. Напишите вверху страницы саму проблему, и, не отрываясь от листа, пишите все, что приходит в голову. Пять минут, десять, пятнадцать, час. Возможно, в процессе может всплыть раздражающая мысль — а что за х_ней я тут занимаюсь? После этого надо продолжать с идиотизирующим усилием. Ведь, если верить, например Фрейду, выход на затаенный комплекс начинается иногда после вспышки гнева пациента.

Этот же метод был известен сюрреалистам, разработавшим технологию «автоматического письма». Кстати, заметно, что мы все ей, бывает, пользуемся раз от разу. Иногда ведь по самому тексту видно, что автор пытался ухватить идею, и писал, писал, писал, а идея так и не появилась. Ну, не дописал, наверное! Однако, не забываем правило — не критикуй! Из этого словесного потока если не у тебя, то у кого-то другого может родиться мысль. Вот эту возможность и надо всегда держать в голове. Как буддисты всегда ждут прихода Будды, и поэтому приветливы с каждым встречным.

Однако, не факт, что именно так надо насиловать свое бессознательное. Иногда проблема сама себя варит в процессе длительных размышлений. Не буду приводить пример с Менделеевым, который увидел свою таблицу во сне. Сказал «не буду» а привел! Как это происходит? Сначала возникает «наводка»: человек чувствует, что решение где-то близко, и что он его почти нащупал. Все кажется возможным. Однако, через некоторое время возникает сомнение в правильности того, что ты «нащупал». Вот в этот момент критика и опаснее всего! сколько идей гибло задаром! После этой остановки наступает период инкубации, когда про проблему как бы забываешь. И, через некоторое время, она может сама напомнить о себе внезапным озарением.

В общем, любите свои мысли как себя самих! )))