Удивительно, по этому запросу на Яндексе я не увидел внятного ответа. Все дружно предлагают писать тексты, а вот проверять мало кто хочет.

Идея этого поста возникла не случайна. Точнее, она никак не возникла. Меня спросили, я набросал мысли.

Итак, как проверить, насколько помогает текст (рекламная статья, текст в раздел о продуктах и услугах) продаже продукта и продвижению сайта в Сети.

Первый блок вопросов — так называемые общие вопросы. Для текста на сайте безусловно важны:

  1. Уникальность. Необходимо сделать антиплагиат-проверку (очень просто — брать предложения из текста и забрасывать в яндекс. Если будут выскакивать похожие слово в слов тексты — тестируемый текст не уникален).
  2. Обращение к целевой аудитории. Насколько в тексте отражены интересы именно той аудитории, к которой нацелена коммуникация?
  3. Четкая постановка цели. Текст продажный или информационный? Если продажный — что продает? (например, не стулья а 10-дневный trial-период)
  4. Грамотность. Стилистика, орфография, пунктуация — их никто не отменял.
  5. Ключевые слова и запросы. По каким словам и запросам читатель с большей вероятностью «вытащит» этот текст?

Следующий этап. Анализ по матрице «4П» (Предприятие, Продукт, Потребитель, Противник). Вопросы:

  1. Почему читатель должен доверять продавцу (предприятию)?
  2. Есть ли четко сформулированные коммерческие аргументы в тексте?
  3. Удовлетворение каких потребностей отражено в тексте, какие проблемы читателя могут быть решены если он ответит на предложение?
  4. Чем доказывается преимущества рекламируемого товара (предприятия) перед конкурентами?

На закуску вопросы по матрице AIDA:

A: Привлекает ли внимание текст с первых строк (заголовок, подзаголовок, вводный абзац)?
I: Как формируется устойчивый читательский интерес (примеры, детали, доказательства выгоды, решение проблем)?
D: Почему он должен захотеть приобрести товар (воспользоваться услугой)?  Это кстати вопрос не к определенному участку текста, а ко всему тексту.
A: Сформулирован ли призыв к действию, насколько конкретным должно быть это действие? (позвонить, прочитать, проверить)

И совсем на десерт — опросник от Дж. Витале:

  1. Вызывает ли введение к тексту стойкий читательский интерес?
  2. Легко ли текст читается? Вызывает желание сделать покупку?
  3. Понятен ли язык человеку, который будет читать этот текст?
  4. Содержит ли текст короткие предложения (абзацы, маркированные списки и подзаголовки)?
  5. Отвечает ли текст на все вопросы читателя?
  6. Вызывает ли текст доверие (отзывы, специфические подробности и гарантии)?
  7. Заканчивается ли текст призывом к действию?
  8. Написано ли там, что получит читатель?
  9. Понятно ли из текста, что вы продаете?
  10. Видно ли из текста, что нового, уникального или отличного от других предлагает Ваш бизнес?
  11. Есть ли причина, по которой необходимо совершить покупку именно сейчас?
  12. Достаточно ли причин вы указали для совершения покупки?
  13. Раскрывает ли текст смысл заголовка?
  14. Вы напомнили читателям, что произойдет, если они не купят то. что им предлагается?
  15. Достаточно ли вы сократили текст, чтобы донести идею как можно малым набором слов?

Конечно, если «прогнать» тексты на сайте по всем вопросам, вы рискуете получить нехилый аналитический трактат. А кому легко? Но, вместе с этим возникает весомый риск привлечь больше клиентов. Так что рискуйте на здоровье!